Что вдохновило Генри Форда на создание автомобиля?

История марки

Весной 1893 года по улицам американского города Детройт носилась сенсация, пахнущая скандалом… Рабочие судоверфей, матросы в пабах, полисмены, извозчики, даже простые домохозяйки и школьники обсуждали главную городскую новость - в Детройте появился чудак, который колесит по мостовым на самодвижущейся тележке. Чудо-экипаж при появлении на улицах, вызывал бурю эмоций - кучера в гневе потрясали кнутами, потому что лошади шарахались в стороны от громкого звука, мальчишки указывали пальцами и бежали вслед, зеваки понаглее - забирались в экипаж и пытались управлять им, когда хозяин удалялся по делам.

Сам возмутитель спокойствия был статным 30-летним мужчиной с полуулыбкой на лице и лучистыми глазами. Он только что вышел из здания муниципалитета, с удовлетворением разглядывая документ, в котором было указано - особое разрешение выдано Генри Форду на право управления самодвижущимся экипажем. Такая официальная бумага впервые появилась в США и Форд стал первым зарегистрированным водителем Соединенных Штатов.

Свой автомобиль Генри сконструировал сам. В этой нехитрой конструкции были воплощены его многолетние, уходящие корнями в детство, мечты о создании собственного транспортного средства, передвигающегося без помощи лошадей, а также знания и опыт механика, накопленные за годы обслуживания паровых локомобилей и тракторов, годы экспериментов с двигателями собственной разработки.

Разглядывая свою «газолиновую тележку»: ее велосипедные колеса, отлитый собственноручно руль, двухцилиндровый двигатель, выдающий около 4 л. с, двухместное сиденье на двух стойках, Форд вспоминал детские годы в родном Дирборне - свою непреодолимую тягу к механике, первые инструменты, первые отремонтированные часы, карманы, вечно набитые гайками и обломками железа, а также тот день, когда он впервые увидел локомобиль. Огромная паровая машина приводила в действие молотилку на поле, когда маленький Генри с отцом проезжали мимо на телеге. Общение с машинистом и сама машина произвели настолько сильное впечатление на Форда, что позже в своей книге он признается: «Этот локомобиль был виной тому, что я погрузился в автомобильную технику».

Исколесив по Америке несколько тысяч миль на своей первой машине, Форд продал ее за $200 некоему Чарльзу Эйнсли из Детройта. Вскоре после этого, Генри приступил к постройке второго автомобиля, который не сильно отличался от первенца, был лишь немного легче его.

Работая в Детройтской Электрической Компании на должности главного инженера, Форд сталкивался и с электрическими двигателями, но в своих личных экспериментах отдавал предпочтение двигателям внутреннего сгорания, поскольку, по его мнению, только они могли помочь осуществиться его мечте о массовом производстве автомобилей. И когда руководство компании предложило Форду повышение в обмен на его отказ от исследований двигателей внутреннего сгорания, он принял судьбоносное для себя решение и предпочел автомобильное дело - службе и карьерному росту.

Первые шаги в направлении массового производства вылились в открытие Детройтской Автомобильной Компании. Форд был пайщиком и главным инженером компании. Около трех лет она продавала автомобили, собираемые по образцу той самой первой модели, наделавшей столько шума в Детройте. По признанию самого Форда, сбыт был небольшой, всего он собрал 19 автомобилей и его стремление совершенствовать модели, чтобы расширять круг покупателей, не нашло отклика у остальных акционеров компании. Форд вынужден был ее покинуть.

Прогуливаясь по улицам Детройта, который за утонченность архитектуры называли еще «Западным Парижем», Генри Форд раздумывал над сложившейся ситуацией и интуитивно понимал, что это лишь временная неудача, что нужно идти дальше, развиваться, продолжать эксперименты. Он не теряет оптимизма. На Парковой площади Детройта Форд снимает небольшой кирпичный сарай, в котором проводит весь следующий год, исследуя возможности усовершенствования четырехцилиндрового двигателя и разрабатывая спортивный автомобиль. Этот год не прошел даром и в плане выводов, которые сделал Форд из своего первого бизнес-опыта. Позднее в своей книге он осветил их так: если над работой преобладает забота о деньгах, появляется боязнь неудачи, которая препятствует правильному подходу в деле, возникает страх перед конкуренцией, страх совершенствовать методы производства и делать новые шаги.

В 1902 году Форд с напарником Тимом Коппером собирает два одинаковых гоночных автомобиля, которые получают имена «999» и «Стрела». Первый автомобиль был выставлен на соревнования и под управлением Барни Олдфилда - человека обучившегося езде на гоночном автомобиле буквально за неделю, одержал победу. Фамилия Форда стала ассоциироваться с фамилией человека, который может построить достойный автомобиль.

Через неделю после победы Форд основывает Ford Motor Company. Новое предприятие арендует столярную мастерскую и начинает выпуск машин. Часть сборки осуществлялась на сторонних предприятиях. При проектировании новой модели Форд старался максимально уменьшить вес машины. Ford-А, поступивший в продажу, оснащался двухцилиндровым двигателем, который развивал 8 л. с. Приобрести его можно было по цене $850 за шасси и $100 - за кузов. Уже за первый год было куплено 1 708 автомобилей. Успех был налицо. В конструкцию была заложена максимальная простота, практичность и надежность, и это оценили покупатели.

В следующем году предприятие, окрыленное успехом, выпускает уже несколько моделей: «В» и «F» - туристические модели с четырьмя цилиндрами, «С» - продолжение модели «А». В целом, все модели стоили дороже, чем «А», что сразу сказалось на объемах продаж. Было продано на 13 машин меньше, чем в прошлом году.

В 1906 году «Ford Motor Company» уже смогла позволить себе построить собственное трехэтажное заводское здание. Итоги 1907 года снова показали падение объема продаж. Генри Форд выкупает большинство акций предприятия и внедряет новую стратегию, согласно которой, самая дешевая модель должна была стоить $600, а самая дорогая - около 750. Расчет оказался верным и в 1908 году было куплено уже почти в 5 раз больше автомобилей. Марка «Ford» становится известной в Европе.

Но Генри Форда не покидает идея универсального автомобиля, который был бы собран из первоклассного материала (Форд исследовал 22 сорта стали, с целью употребления их в разных частях автомобиля), обладал максимальной простотой конструкции, был бы крайне надежен при эксплуатации на разных дорогах, имел хорошее соотношение силы и веса, был безопасен и прост в управлении. Форд решился на производство, ставшей знаменитой впоследствии, модели «Т», которую планировалось вообще сделать единственной моделью компании. Она должна была состоять из четырех основных частей - двигателя, остова и двух осей. Все это должно было быть легкозаменяемым и доступным по цене, чтобы хозяину автомобиля было выгодней купить новую часть, чем ремонтировать старую. В 1908 году начался выпуск этой неординарной модели. Тот огромный спрос, который она вызвала, трудно было предвидеть. Производство машины продолжалось до 1927 года. Всего было выпущено свыше 15 млн. единиц, причем цена модели периодически снижалась. Фактически, Генри Форд произвел своего рода революцию, выпустив модель «Т». Автомобиль, который общепринято было считать скорее «увеселительным экипажем» (даже такой термин был в ходу), Форд сделал массовым, доступным даже простому человеку. Рабочий человек за 8-9 месяцев мог накопить на Ford-T. В 1910 году объем продаж составляет 10 000 автомобилей и Форд расширяет предприятие, покупая загородный участок земли.

Озадаченный получением максимального эффекта от процесса производства автомобилей, Форд тщательно анализирует движения рабочих каждого звена сборки, удобство доставки деталей, расположение инструментов - выискивает буквально любую мелочь, которая позволила бы сэкономить время и энергию рабочего. Оптимизация производства дает ошеломляющие результаты. Скорость сборки и объемы производства выходят на невиданные до того уровни. В 1913 году Форд впервые на автомобильном предприятии вводит конвейерную сборку. Зарплата рабочих вырастает до $5 в день. На предприятиях внедряется 8-часовой рабочий день и круглосуточный цикл производства.

В 1918 году компания начинает производить военные корабли Eagle. В этом же году Форд становится владельцем газеты «The Dearborn Independent», где печатаются статьи антисемитского толка, которые затем издаются отдельной книгой. Такая деятельность Форда вызывает широкий резонанс и протест влиятельных общественных деятелей и государственных лиц США, отраженный в открытом письме, датированном 1921 годом. Форд найдет мужество извиниться перед еврейским сообществом также в открытом письме, но это произойдет лишь 6 лет спустя.

Выкупив в 1919 году все акции своей компании, Генри Форд и его сын Эдсель, становятся полными ее владельцами, а Эдсель получает еще и пост президента.

Биография Генри Форда продолжает изобиловать странными, эксцентричными поступками, которые, очевидно свидетельствуют о его открытости всему новому и умении сочетать в своей личности, казалось бы, несовместимые вещи. Форд финансирует новоиспеченную партию Гитлера и удостаивается восторженных отзывов фюрера в книге «Майн Кампф» (заводы Форда во Франции во время Второй мировой войны будут снабжать техникой немецкие войска). Вместе с тем, активно помогает становлению советской автомобильной промышленности - участвует в реконструкции завода АМО, строительстве ГАЗа, выпуске советских моделей тракторов и автомобилей, которые зачастую просто копировались с моделей Форда. Его общественно-политические взгляды местами очень близки учению Маркса, и Форда, вплоть до эпохи Перестройки, благосклонно воспринимают в СССР и перенимают многие хозяйственно-экономические методы. Его личная философия умещала в себе приземленную крестьянскую мудрость вместе с верой в реинкарнацию и (по некоторым источникам) даже членство в масонской ложе.

На автомобильном фронте Форд, обычно хорошо чувствующий эволюционные веяния, повел себя консервативно и затянул с выпуском модели «Т», не предлагая потребителям ничего глобально нового. К 1927 году конъюнктура рынка изменилась и покупатели хотели уже не просто аскетичную дешевую модель, а автомобиль с большим уровнем комфорта, лучшими техническими характеристиками. Форд утратил свои позиции лидера рынка, уступив место конкурентам.

Во время Второй мировой Ford Motor Company выпускала военные бомбардировщики, авиационные двигатели для самолетов, танки и т. д. В 1943 году погиб сын Форда и президент компании - Эдсель Форд. И Генри Форд на 2 года занимает его пост. После войны внук, которого также звали Генри Форд, становится президентом Ford Motor Company, а его дед - легендарный конструктор, мыслитель и бизнесмен удаляется на покой в свое имение в Дирборне, где и умирает в 1947 году в почтенном возрасте 83 лет.

После смерти своего основателя, компания продолжила активный рост и развитие. На сегодня Ford является второй по величине компанией - мировым производителем автомобилей. В ней работает свыше 350 000 сотрудников. Продукция Ford Motor Co в разное время была представлена не только маркой Ford, но и такими брендами, как Aston Martin, Jaguar, Land Rover, Lincoln, Mazda, Mercury, Volvo. В активе компании такие всемирно известные бестселлеры, как модель «T» (признанная в 2000 г. «Автомобилем века»), Mustang, Mondeo, Taurus, Transit, Explorer и другие.

22 марта 2012 года. Олег Мамчиц, специально для InfoCar.ua

Источник: Ford.InfoCar.ua

Обсуждение статьи

Вход | Регистрация

Никита Кобзарь  

Чувак то Форд .Но история в конце трагична,он но теперь Форды делают луше! Спасибо великому Генри Форду !

+2ОТВЕТИТЬ  
Олег  

"Производство машины продолжалось до 1927 года. Всего было выпущено свыше 15 млн. единиц, причем цена модели периодически снижалась." - ВОТ ФОРМУЛА УСПЕХА !!! Полезно-бы было почитать статью нашим руководителям государства. А-то проФФесорские звания получают, а толку нет.

+1ОТВЕТИТЬ  
яворский  

Интересно Васадзэ побьет рекорд по продолжительности выпуска без изменений модели Т Генри Форда со своим Ланосом-Сенсом-Шансом

ОТВЕТИТЬ  
Гость  

Головне знати що бажає покупець - хотіли працівники дешевий і надійний автомобіль, вони його отримали. Якщо б Форд відкликнувся на потреби в транспорті з високою якістю і комфортом, то це був би ще один стрибок в розвитку компанії. Головне правило, на мою думку, в автомобілебудуванні, в його розвитку, це те що видумав Форд - автомобіль або деталь до нього повинна коштувати дешевше ніж витрати на ремонт. Тоді будуть і великі продажі і кошти для розвитку та удосконалення!

+1ОТВЕТИТЬ  
Гость  

Лучшая статья по Форду из тех, что я видел

+3ОТВЕТИТЬ  
Вход | Регистрация